К настоящему моменту насчитывается
несколько десятков плащаниц, якобы принадлежавших Христу, но наибольшую
известность из них получила Туринская плащаница.
Согласно автору нескольких книг о плащанице, известному скептику, Джо Никелю,
неизвестно достоверных исторических документов о ТП старше XIII в..
В 1389 г. французский епископ Пьер Дарси (Pierre d’Arcis) докладывал Папе, что,
исходя из корыстных побуждений, церковь наживается на покрывале, нарисованном
“хитрым способом”. Изображение мастерски нанесено на обе стороны ткани, в чем
признался художник. Этот документ сохранился и до нашего дня.
Даже католическая церковь не признает Туринскую плащаницу как реликвию и
официально считает ее иконой, предметом, приводящим людей к вере.
В исследование ТП основную роль играет группа STURP (Shroud of Turin Research
Project - Проект по исследованию Туринской плащаницы) из США. Эта группа была
создана в 1970-х годах учеными Джоном Джексоном (John Jackson) и Эриком
Джампером (Eric Jumper), но вскоре в ней остались только верующие.
Защитников подлинности Туринской плащаницы называют синдологами.
Как получилось изображение?
Микроаналитик Уолтер Мак-Крон исследовал состав волокон ТП где обнаружил в
области самого изображения компоненты (например окись железа), которыми
использовались древними живописцами. Как члену STURP ему было запрещено сообщать
о своих результатах без согласия группы. Потеряв надежду переубедить соратников,
Мак-Крон приостановил свое членство в STURP и начал публиковаться.
Опираясь на данные Мак-Крона метод имитации ТП описал в своей книги Джо Никель [ДН].
Сущность метода.
По мнению синдологов «Изменение цвета образа вызвано химическим изменением
молекул целлюлозы, из которой в основном состоит ткань Плащаницы» [Б].
Кроме того, Мак-Крон обнаружил следы веществ, являющихся компонентами
использованных в древности красок.
Известно, что некоторые материалы, будучи помещенными на ткань, способны
катализировать реакции, приводящие к деградации целлюлозы. Например, частицы
окиси железа могут катализировать превращение сернистого газа, в небольших
количествах присутствующего в воздухе, в серную кислоту, а та эффективно
вызывает деградацию целлюлозы. При том, оксид железа, найденный на поверхности
плащаницы, намного чище, чем обнаруживаемый в природе. Оксид такой чистоты в
Средние Века получали сильным нагреванием железного купороса, т.е. сульфата
железа (рецепт сохранился в исторических источниках). Однако в получавшемся в
результате продукте оставалось довольно много неразложившегося купороса -
соответственно, серная кислота из него также должна была разрушительно влиять на
ткань. И вообще, многие средневековые краски были весьма кислыми, что
способствует деградации целлюлозы. Этот процесс усиливается на свету - а ведь
плащаницу подолгу выставляли на обозрение.
Кстати, думаю, не надо доказывать, что содержащие незначительные количества
кислоты целлюлозные материалы на свету желтеют - достаточно вспомнить, как
быстро это происходит со старыми газетами.
Исходя из имеющихся данных, мы можем придти к простой схеме получения
изображения.
Итак, плащаница была нарисована средневековым художником красками, содержащими
компоненты, вызывающие со временем деградацию целлюлозы. Интересно, что в 14
веке, по сообщениям летописцев, изображение было ярким, однако позднее картинка
потускнела, как из-за выцветания или осыпания плохо закрепленных пигментов, так
и из-за стирок, которые были согласно историческим источникам [см. КЭ]. Но за
годы, прошедшие перед тем, как исчезли краски вместе с исходным изображением, на
целлюлозной основе успело сформироваться смутное желтое изображение из
деградировавшей целлюлозы, которое сохранилось и по сей день. Причем там, где
красок было больше, было больше и кислот, а потому и сильнее пожелтело - отсюда
и "загадочный" эффект негативного изображения на плащанице.
Кроме того, при рассмотрение изображения в глаза бросается несколько
странностей:
Когда покрывало облегает тело, оно прикасается к нему с разных сторон. Если мы
снимем и разложим такое покрывало, то изображение будет выглядеть искаженным.
Скажем, отпечаток лица окажется шире лица, наблюдаемого спереди. Но на плащанице
этого нет; Отсутствуют пятна от рельефа задней части тела. Все выглядит так, как
если бы тело было плоским и жестким, как доска. Т.е. именно так, как рисуют
художники изображение на картинах; даже волосы не спадают вниз, как это бывает у
лежащего человека, а обрамляют лицо, как на картинах;
Особенность нанесённого изображения, яркое в 14 веке и потускневшее к нашему
времени изображение, признание художника епископу, сама композиция картины,
могут свидетельствовать о подделке.
Правда эта схема даёт определённую трудность в воспроизведение. Получить само
изображение не составляет труда, действием кислоты на ткань, но по описанной
методики изображение получалось сотни лет, постепенно. Причём действием
относительно слабых кислот, входящих в состав краски. Сама ткань должна была
пройти определённый период старения. При таком положение дел всегда легко
отличить изображение на плащанице полученное сейчас от полученной постепенно
сотни лет.
К счастью скептиков существует точная копия плащаницы изготовленная в 1651, что
доказывает способность средневековых художников изготавливать подобные
произведения /Копия/.
Дополнительным аргументом в пользу версии о средневиком художнике является
возраст плащаницы.
Датировка ТП.
В 1988 году было получено разрешение на использование радиоуглеродного метода
для датировки ТП. В три известные научные лаборатории было отправлено три
кусочка от ТП. Результаты оказались сходными: радиоуглеродный возраст плащаницы
составил 691±31 год. С учетом всех возможных погрешностей специалисты называют
период рождения ткани плащаницы - 1260-1390 гг. Это убедительно подтверждает
гипотезу о том, что Туринская плащаница - работа художника XIV в.
Однако, не прекращаются поток публикаций в защиту подлинности ТП. Так синдологам
удалось опубликовать статью и в известном академическом издание – «Вестник РАН».
Статья называется - «К вопросу о датировании Туринской плащаницы».
Физик-теоретик Сурдин в Вестнике РАН ответил на неё критической статьёй с
кричащим названием "Ошибка при решении элементарной задачи" [см. Ф и С]. Тем не
менее синдологи продолжают рекламировать и эту и многие другие работы, по их
мнению, опровергающих точность датировки ведущих лабораторий, но как правило это
критика весьма низкого качества.
- ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА Амардео
Сарма/ http://vivovoco.nns.ru/VV/JOURNAL/NATURE/11_02/IESUS.HTM
ДН. - /J Nickell, "Inquest on the Shroud of Turin: latest scientific findings."
Amherst , N.Y. : Prometheus Books, 1998./
КЭ. - /Католическая энциклопедия статью "The Holy Shroud (of Turin)"/: http://www.newadvent.org/cathen/13762a.htm
Ф. - /Фесенко А. В. с соавт. К вопросу о датировании Туринской плащаницы
«Вестник РАН» 2001 г., №10, с. 915-918/
С. - /Сурдин В.Г. Ошибка при решение элементарной задачи. «Вестник РАН» 2002 г.,
№6, с. 543-544/
Б. - Александр Беляков ЗАГАДКА ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ, "Изменение цвета образа
вызвано химическим изменением молекул целлюлозы, из которой в основном состоит
ткань Плащаницы". http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sm3.cgi?item=16r030903210406
Копия - A COPY OF THE TURIN SHROUD
http://www.broumov-mesto.cz/verze/b_gb_mesto_turin.html
|